Почему нужно тратить деньги на впечатления, а не на вещи

Наука о том, почему нужно тратить деньги на впечатления, а не на вещи.

0

Наш кошелек не безграничен. Тратьте деньги на то, что доставит вам радость.

Большинство людей находятся в погоне за счастьем. Некоторые экономисты считают, что счастье — лучший признак здорового общества. Мы знаем, что деньги могут сделать нас счастливее, однако элементарное удовлетворение основных потребностей не даст желаемого эффекта. И один из главных вопросов — как распределить денежные средства, которые (для большинства из нас) являются ограниченным ресурсом.

Многие люди, планируя бюджет, вполне логично рассуждают: вещи более долговечны, а значит, будут радовать нас дольше, чем разовое мероприятие, такое, как, например, концерт или отдых. Согласно последним исследованиям, такие рассуждения в корне не верны.

«Один из врагов счастья — это привычка», говорит доктор Томас Жилович, профессор психологии Корнельского Университета, изучающий вопрос финансов и счастья более двадцати лет.

«Мы покупаем вещи, чтобы сделать себе приятно — и нам это удается. Но только на время. Новые вещи поначалу захватывают, а затем мы к ним привыкаем».

Так, Жилович полагает, что получение нового навыка, путешествие, посещение художественной выставки или мероприятия под открытым небом, принесет вам больше удовольствия, чем покупка последней модели айфона или нового BMW.

бейс джампинг

Его исследования — это синтез психологических изысканий, воплощенный им, вместе с коллегами, в Парадоксе Истерлина, который состоит в том, что деньги покупают счастье — но только до определенного момента. Например, чтобы узнать, как привыкание влияет на уровень счастья, группе людей было предложено записывать свои ощущения в сравнении. Поначалу они были довольны покупками. Спустя какое-то время их удовлетворение от приобретенных вещей сошло на нет, в то время, как удовлетворение от полученного опыта, наоборот, возросло.

Это противоречит здравому смыслу, что неких физический объект, который вы можете хранить долгое время, не приносит столько радости, сколько приносит единовременное событие. По иронии судьбы, оттого, что материальная вещь постоянно находится с нами, мы к ней попросту привыкаем. Она постепенно отходит на второй план, и становится обыденной. И вместе с тем, как счастье от материальной покупки улетучивается, опыт становится неотъемлемой частью нашей индивидуальности.

1 (5)

«Опыт составляет куда большую часть нас самих, чем материальные блага», говорит Жилович. «Вам могут по-настоящему нравиться ваши вещи. Вы можете даже думать, что ваша индивидуальность отражена в них, тем не менее, они остаются вовне.

Опыт же, наоборот, действительно является вашей частью. Мы — сумма всего пережитого нами».

Один из экспериментов, проведенных Жиловичем, показывает даже, что негативный опыт, стоит его высказать, приобретает ценность. Это связано с тем, что событие, которое могло быть угнетающим или пугающим в прошлом, превращается в забавную историю, которую можно пересказывать на вечеринках, или в бесценный урок, формирующий характер.

Другая причина заключается в том, что общий опыт объединяет нас больше, чем общие траты. Вы с большей вероятностью почувствуете связь с тем, кто отдыхал с вами на Боготе, чем с тем, кто купил такой же 4K ТВ.

каякинг

«Через общий опыт мы непосредственно познаем других людей», объясняет Жилович. «И, спустя годы, они становятся частью историй, которые мы рассказываем друг другу». И, даже если вы испытали что-то по отдельности, больше шансов сблизиться с тем, кто так же, как и вы, пробирался через Апполачи, или бывал на том же шоу, чем с владельцем идентичных часов.

Так же люди менее склонны сравнивать опыт в негативном ключе, нежели материальные приобретения. Исследование, проведенное Райаном Хоуэлом и Грехамом Хиллом, показало, что куда проще мериться вещами (сколько карат в твоем кольце? На сколько мощней твой ноутбук?), чем опытом, — так оно и выходит.

«Тенденция ‘не отставать от Джонсонов‘ имеет более выраженный характер касательно материальных ценностей, чем эмпирических величин», говорит Жилович. «Конечно, на отпуске мы можем видеть людей, остановившихся в более приличном отеле, или летящих в самолете первым классом. Но это не задевает нас так, как если бы речь шла о материальных благах».

прыжек с парашутом

Исследования Жиловича могут быть полезны тем, кто хочет получить максимальную эмоциональную отдачу от вложенных средств, работодателям, ратующих за настрой сотрудников, и политикам, которые хотят видеть своих граждан счастливыми.

«Путем смещения инвестиций можно обеспечить население разного рода увлекательными занятиями, что поспособствует всеобщему счастью», пишут Жилович и его соавтор, Амит Кумар, в своей недавней статье в академическом журнале «Экспериментальная Социальная Психология».

Если обществу придутся по сердцу их исследования, это ознаменует не только новый подход в планировании семейного бюджета, но и подтолкнет работодателей давать более высоко оплачиваемые отпуска, а правительство — позаботиться о рекреационных зонах. «Как социальная структура, разве не должны мы сделать полезный и приятный опыт более доступным для людей?», — спрашивает Жилович.

Спуск на канате




  • Может вам понравиться

Комментирование запрещено