Путешествие по дорогам Норвегии, отличные конструкции с эффектными пейзажами

Норвежский придорожный архитектурный проект, часть Национальных туристических дорог (nasjonaleturistveger.no), привел к созданию мостов и смотровых площадок, которые придают особого значения каждой поездке, а также к появлению более новых конструкций в будущем.

Смотровая площадка Стегастейн, Аурландсвеген

Смотровая площадка Стегастейн, Аурландсвеген, фото Томми Вильгельмсена и Тодда Сондерса

Головокружительные смотровые площадки, мосты через острова и самые модные туалеты в северном полушарии – это всего лишь простой образец прогрессирующего дизайна по программе Национальных туристических дорог в Норвегии, которая проводилась по всей стране в течение последних 15 лет. Добавьте к этому тот факт, что дорожная программа стала большим инкубатором для норвежской молодежи, появившейся на архитектурной сцене – которую уважают за смелость и богатую фантазию по всей Европе – и для тех, кто направляется на север этим летом, кто имеет дизайнерские наклонности или просто любопытствует.

Национальные туристические дороги

Национальные туристические дороги имеют очень далекие истоки развития. Первый пилотный проект тогда еще молодой – а теперь пользующейся большим уважением – фирмы Jensen & Skodvin Architects (JSA, jsa.no) был закончен в западной Норвегии в 1997 году. Направленная на привлечение туристов в потрясающий, хоть и редко посещаемый, пейзаж через привлекательную придорожную архитектуру, в последствие в 2004 году была запущена полная программа, с 18-ю маршрутами по всей южной Норвегии, ее прибрежных районах и на крайнем севере. Детали в основном были архитектурные, но в некоторых местах появились также и арт-инсталляции и скульптуры, а к концу десятилетия множество впечатляющих работ было добавлено к ослепительному великолепию норвежской географии. Были сооружены места остановок для отдыха, смотровые площадки, мосты, аллеи и рестораны, а также некоторые потрясающие моменты, как на смотровой площадке Аурланд Томми Вильгельмсена и Тодда Сондерса.

Атлантик роуд, по маршруту Атлантики

Атлантик роуд, по маршруту Атлантики

До начала программы дороги были только в отдаленных и малонаселенных районах страны, и использовались совсем редко, но все они были пусты на многие мили. Но с постепенным появлением сети Национальных туристических дорог трафик увеличился вместе с количеством прибывающих со всего мира туристов. Маршрутов пока только 18, но в скором времени будут строиться и другие по новым проектам, которые стартуют с лета 2016 года. Они будут включать уже знакомые на данный момент пешеходные дорожки, зоны отдыха, туалеты и смотровые площадки главным образом на юге страны, например, в Скьерфоссен, Хардангер (nasjonaleturistveger.no/en/nye-skjervsfossen-opning-20.mai-2016%281%29), разработанные компанией Fortunen Architects и запущенные в мае. Недавно Code Arkitektur завершил более эффектную смотровую площадку с бетонной рампой, которая выступает над долиной Утсиктен на маршруте Гауларфьеллет. Есть и работы новых мастеров, например, колонная инсталляция Яна Фрейхена (nasjonaleturistveger.no/no/presse/nyheter/atlanterhavsvegen-stemte-ja-til-kunstverk-på-vevang), которая является достопримечательностью Веванга, на Атлантической дороге.

Больше смотровых площадок, аллей и комнат отдыха должны открыться по всей стране в следующем году, и теперь у программы есть собственная витрина – это туристический музей (reiselivsmuseum.no) в Балестранде.

Наиболее горячо ожидаемым среди всех новых проектов является Музей цинковой шахты Альманнаювет на западе Норвегии в городе Сауда, разработанный швейцарским архитектором Питером Цумтером. Расположенный на краю крутого оврага, небольшой музей привлечет любителей архитектуры, а также обычных туристов, когда откроется в сентябре.

Эти современные проекты отмечают конец первого этапа Национальных туристических дорог, который начался в 2004 году, но в программе уже спровоцирован свежий 10-летний цикл, с амбициозными планами. Восемь финалистов, отобранных среди 300 претендентов, готовят свои проекты, которые будут развернуты в ближайшие годы. Они включают в себя новую волну молодых норвежских мастерских, таких как Trondheim’s TYIN Tegnestue (tyinarchitects.com) – только скандинавские участники приглашены в этом году на Venice Biennale – и Rever og Drage (reverdrage.no).

Смотровая площадка на маршруте Гейрангер. Фотограф Ойвинд Хин

Смотровая площадка на маршруте Гейрангер. Фотограф Ойвинд Хин

Мой собственный туристический опыт был получен во время недавнего визита в западное графство Ромсдаль, когда шел по маршрутам Гейрангер (nasjonaleturistveger.no/en/routes/geiranger-trollstigen) и Атлантик роуд. Я путешествовал вверх по Тролльстиген (Дороге троллей) и на перевал у дороги Гейрангер. Начинаясь, как относительно спокойная дорога в долине, вскоре переросла в горный подъем по головокружительным рядам крутых поворотов до смотровой площадки на Тролльстигене, дополненной остроугольной формы, как ледник, ресторанами и комнатами отдыха, созданными офисом Reilf Ramstad в Осло.

Через несколько миль дальше по дороге Гейрангер были мост Гюдбрандсьювет и кафе, и, в пяти минутах ходьбы от отеля Juvet Landscape (juvet.com/the-juvet-hotel/the-hotel), серия аккуратно расположенных маленьких хижин, все из деревянной решетки и стекла, скрытых в соснах на покрытом мхом холме. Это по JSA, которая описывает эту атмосферную работу как «топографическая устойчивость», чья история продолжает раскрывать дорожную программу. Появляются новые здания в городе Ювет, вариации норвежских избушек, а в прошлом году была проведена капитальная реставрация ресторана Sognefjellshytta (sognefjellet.no) и придорожный лыжный домик на самой высокой точке маршрута Согнефьеллет, 1400 метров над уровнем моря из деревянной решетки и стекла.

Отель Juvet Landscape

Отель Juvet Landscape

В противоположность этому, менее чем в паре часов пути, находится Атлантик роуд, которая включает в себя ряд впечатляющих мостов, которые перепрыгивают через многочисленные острова Хустадвика. Как и интерьер дорог, эти восемь парящих и изогнутых мостов создают ожерелье, соединяющее полуостров и материк. Полностью открытая, в штормовой день это дикая часть побережья. Но в тот день, когда я передвигался по ней, было очень солнечно и ветрено. Мы остановились в другом недавно построенном здании, довольно однообразном и сером ресторане, который стоял на заросшем травой хребте небольшого острова, в который не попадает солнечный свет.

После этой краткой остановки я могу понять разочарованные отзывы о последних проектах, в том числе и об этом последнем. Тем не менее, если архитекторы нового поколения начнут использовать пространство, то они могут направить программу к новым и захватывающим дорогам. Одно можно сказать наверняка, ландшафт и детали на их стороне.


// Оливер Левенштейн




  • Может вам понравиться